Японский плейлист: Charisma.com

Японский дуэт (в прошлом) Charisma.com прославился не благодаря узнаваемой во всем мире электронной музыке (пускай в Warner Music Japan считают иначе), но клипами и текстами песен, обыгрывающими каждодневные ситуации сначала офисных сотрудниц, а после — среднестатистического японца, прячущегося от всех проблем сразу. Дуэт неожиданный: вокалистка (Ицука) и диджей (Гонти) познакомились еще в старших классах, после чего судьба развела их — Гонти отправилась учиться заграницу, а Ицука делала первые шаги в музыкальной индустрии. К моменту образования группы в том виде, в котором она смогла покорить японские чарты, Ицука работала в издательстве и занималась печатными журналами (до сих пор масштабный и прибыльный бизнес в Японии), в то время как Гонти работала по специальности. Сейчас группа распалась. Ицука недавно выпустила сингл, но под старым названием коллектива, в то время как Гонти полностью погрузилась в семейный бизнес и музыкой более заниматься не планирует.

Песни Charisma.com — это своего рода противоядие от социальных проблем и личных переживаний молодого поколения современной Японии. Их тексты агрессивны, местами оскорбительны и провокационны, но они никогда не переходят черту и сохраняют ироничное, саркастичное настроение. Они токсичные хейтеры от современной поп-музыки, по-девичьи проницательны и по-японски сдержаны. Микс, который не так часто можно встретить; шутливое настроение участниц как будто помогает им избежать обид со стороны аудитории. Форсирование проблемы рождаемости, замалчивание, интернет-зависимость, анонимные угрозы, нестабильная экономика, одержимость социальными сетями, поп-певички, инстаграмные модницы, фитоняшки — это общий круг тем, которые форматируются в шутливые ситуации уровня обсуждения в офисном кофе-поинте — с подколками, смелыми метафорами и не всегда приятными аналогиями.

Все это — пласт, который помог Charisma.com заявить о себе. Чем дальше, тем мягче становились треки и более изобретательным видеоряд. С другой стороны, иронии и комедии всегда было в избытке в творчестве Charisma.com.

По мнению участниц группы, японской молодежи не хватает здорового хейта — раздражительности, конфликтности, которая помогала бы решать проблемы личного характера и устранять внешние раздражители. Вместо этого молодежь либо закрывается в себе, либо прячется под маской интернет-анонима. То есть, людям все-таки есть, на что пожаловаться и о чем поныть, но они всеми силами стараются не озвучивать эти переживания.

Со временем из текстов песен стали исчезать упоминания рабочих ситуаций и аналогий событий, произошедших с конкретными коллегами. По словами Ицуки, во-первых, ходить на работу — это в общем-то нормально и никакого творчества в этом нет. Во-вторых, коллеги как будто начали замечать, что жалобы направлены на конкретных людей, а там легко сложить два плюс два.

Некоторые песни поднимают и без того неоднократно прекрасно описанную проблему японского общества — роботизированное мышление, когда люди выполняют команды и не задают вопросы зачем, как и почему. Когда люди не высказывают свое мнение, потому что боятся, что окружающие его не оценят. Когда люди опасаются, что если их точку зрения не разделит окружение, значит, это мнение неправильно. И в итоге никто не делает первый шаг, потому что все опасаются вызвать негативную реакцию. Вместе с тем, песни Charisma.com, особенно первые, имеют строго негативную тональность.

Название Charisma . com содержит смешную ошибку. “Харизма” — это никнейм Ицуки, а .com было добавлено в значении “компания”. Должно было получиться что-то вроде Charisma Company; уже после дебюта группа выяснила, что, во-первых, это создает хаос при попытке поискать группу в Интернете, а .com скорее дает другую ассоциацию и портит задумку. Впрочем, и Ицука, и Гонти в интервью вспоминали об этой ошибке с юмором — для них это просто еще один повод посмеяться.

Сборник Charisma.com можно загрузить в iTunes.