Клипы sakanaction

Совершенно случайно в процессе изучения современного искусства Хоккайдо обнаружил группу sakanaction, все участники которой (кроме одной) — родом как раз оттуда. Вы наверняка про нее слышали (особенно если смотрели Bakuman), но для меня все спетое и показанное ими в клипах оказалось любопытным.

Например, клип на песню Bach no Senritsu o Yoru ni Kiita Sei Desu. Сама песня была написана вокалистом, Итиро Ямагути, как отдушина и успокоение после землетрясения и цунами 2011 года. Музыкальное направление sakanaction постепенно менялось от рока к более попсовым мелодиям, но сохраняло важное для коллектива настроение.

Конкретно эта песня описывает мысли и эмоции автора во время ночного прослушивания музыки Баха и является попыткой, прежде всего, привлечь аудиторию поп-музыки — с этой же целью снимался и клип. И хотя и песня, и клип рассказывают любовную историю, снабженную деталями повседневной жизни, воспринимается это как фантазия во сне. Ритм и текст песни получился несколько старомодным. Ямагути рассказывал, что это сделано специально в подражание жанру поп-музыки периода семидесятых и начала восьмидесятых годов — каёкёку, главным образом, музыке Акины Накамори и Момоэ Ямагути. Это дало Bach no Senritsu o Yoru ni Kiita Sei Desu жизнерадостный заразительный припев, под который хочется танцевать.

Клип снял Юске Танака. Ключевая идея — клип должен быть больше развлекательным, про «танцующего дурачка». Дурачок в клипе действительно отплясывает: в некоторых сценах Ямагути показан вместе с как две капли воды похожими на него манекенами, в связке, скрепленный с ними специальными перекладинами. Когда он танцует — они танцуют как бы синхронно с ним, когда поет — открывают рты. Именно это изначально привлекло меня в клипе, хотя нельзя не обратить внимание и на эпизодическую роль актрисы Кумико Хирамару (Асо — сценический псевдоним).

Другой клип, который мне особенно понравился — это клип на песню Shin Takarajima, которую можно услышать в live-action адаптации Bakuman. Название позаимствовано из одноименной манги Осаму Тедзуки. Песня создавалась около шести месяцев и тому было множество причин. В частности, Ямагути решил изучить первоисточник — мангу Bakuman — и понял, что, буквально, «писать саундтрек манги» не так просто, как он себе представлял. Клип, возможно, не так оригинален в плане визуальных решений, как Bach no Senritsu o Yoru ni Kiita Sei Desu, но он превосходно отражает уникальный стиль музыкального коллектива и способность искать вдохновение в старых мелодиях, перекладывая их на современный лад. Мне особенно запомнился их простой танец и момент, когда членам группы мешает массовка вокруг. Так манга и создается: ты в компании единомышленников делаешь одну и ту же монотонную работу, когда все вокруг тебе мешают и отвлекают, зато после ее выхода в свет (и успеха) — ты на сцене с гитарами, рок-звезда. Забавный факт: в клипе бассистка изображена с писающим младенцев — это не случайно, так как запись песни задержалась по причине ее беременности. В аннотации к некоторым клипам, в перечислении людей, работавших над их созданием, появилась строка babysitter.

Третий клип, Yoru no Odoriko, напомнил мне японскую поп-группу Kome Kome Club. Так, песня создавалась как подложка по рекламный продукт Mode Gakuen, как в свое время одна из самых известных композиций Kome Kome Club была написана специально под рекламу JAL OKINAWA. Сходство и в ярких, непривычных для sakanaction костюмах, танцевальной мелодии и какой-то цепляющей простоте. Клип на песню, снятый тем же Юске Танака, предлагает, как минимум, одно необычное решение. Так, участники группы поют в поле на фоне горы Фудзи — предполагается, что это странствующие музыканты. Их традиционные костюмы и мейкап — отсылка к Киёсиро Ивамана и Кендзи Савано, но их образы сильно перенасыщены.

Рядом с sakanaction исполняют традионный японский танец две танцовщицы. Камера при этом постоянно, ритмично, рывками приближается к людям, только вперед. В финале песни последовательность зума меняется — под ритм песни она показывает лицо вокалиста максимально близко и снова отдаляется, параллельно все озаряется светом и идет нарезка из выступления днем и ночью. Пляску с зумом камеры режиссеру пришлось отстаивать перед командой, и чтобы все выглядело несколько более логично, он добавил в клип школьницу, которая наблюдает за происходящим со стороны — именно ее глазами мы видим выступление группы.

Следующий клип, который меня впечатлил, был снят на песню Tabun, Kaze. Сама песня — одна из самых ярких и динамичных работ sakanaction, пускай одновременно и максимально «японская» — если услышать только припев, то ни за что не отличишь от сотни других японских групп. Клип так же снял Юске Танака. Песня использовалась в одной из ранних реклам средства для загара ANESSA от Shiseido. Сам клип — это простая история, но характерное для Танаки повествование не дает промотать его вперед — каждый раз смотришь с интересом.