Nintendo Switch — это новая Playstation Vita (и это неплохо)

Пренебрежительное отношение к PSV — это следствие обсуждения «нет игр». «Нет игр» значит «мало новых западных игр и эксклюзивов»; если что и выходит, то запоздавшие переводы японских релизов (превосходных, но нишевых).

В Японии PSV продолжает пользоваться определенным спросом и вот почему:

— Портативность: чтобы наслаждаться играми на PS4, нужен, как минимум, еще телевизор — удовольствие, которое еще куда-то нужно ставить, при том что PSV еще полтора года назад на две трети игрового контента дублировали японские релизы с новейшей домашней консоли (другими словами, для учеников старших классов и студентов подходит идеально);

— Онлайн-функционал портативной консоли способен частично дублировать старшие консоли. Например, на PSV можно играть в Phantasy Star Online 2 (причем это стало возможно раньше, чем на PS4, связка была невероятная — PC-PSV);

— Единая экосистема PlayStation работает давно, держит игровые достижения с трех платформ, редко предлагает мультимедиа контент, недоступный где-либо еще (PlayStation 4 в японской семье — это комбайн с аниме, фильмами и музыкой, а также играми);

— Сравнительно больший экран с лучшим разрешением (если сравнивать с 3DS), на котором удобно пользоваться сервисами — приложениями для локального рынка, а также покупка и прокат видео и аудио в экосистеме PlayStation;

Контент на PSV сейчас в основном сфокусирован на визуальных новеллах, играх под японскую поп-культуру и прочее, либо под «младшие» японские релизы — Dragon Quest Heroes, например, или Sengoku Musou. С упрощенной графикой, но идентичным контентом, возможностью кросс-сейва (кросс-бая самих игр не предусмотрено, но DLC общие между двумя релизами). Портативная версия стоит на тысячу или полторы иен дешевле. Самый свежий релиз в этой связке — Itadaki Street Dragon Quest and FF 30th Anniversary.

Отдельно следует отметить решения, когда оригинальная игра выходила только на PSV, однако перед англоязычным релизом ей «докручивали» версию на PS4 — то же самое в плане содержания, но с высоким разрешением. Хороший пример — Digimon Story Cyber Sleuth.

Связка “релиз на домашнюю платформу и портативный релиз” может обретать причудливые формы, как например Dragon Quest XI, где основной релиз — PS4, дополнительный — 3DS (визуально, надо понимать, это совсем разные игры). Позже появится версия для Nintendo Switch, которая при всем желании не сможет сравниваться в визуальном плане с версией для PS4 — пример тех же Dragon Quest Heroes показывает, что Switch не справляется, графически игры выглядят значительно беднее. Тем не менее, все равно лучше, чем игры на PSV сейчас, поэтому в будущем мы будем видеть больше релизов наподобие Dragon Quest Builders 2, которая выйдет на Switch и PS4, минуя устаревшую портативную платформу Sony.

Здесь начинается самое интересное. Формально Nintendo Switch портативной консолью назвать нельзя: сам платформодержатель избегает таких формулировок, да и три часа работы без подзарядки говорят сами за себя. Тем не менее, именно в режиме переносной консоли работает Switch в моем случае; док-станция нужна исключительно для подзарядки. Несколько раз я выводил игры с Nintendo Switch на ТВ, но всякий раз сталкивался с тем, что выглядят они где-то не уровне Nintendo Wii U, а играть комфортнее, например, лежа на диване, пока фоном телевизор показывает какой-либо сериал.

Nintendo важно подчеркнуть универсальность новой системы и это получилось. В то же время, Nintendo не выгодно называть консоль портативной, потому что тогда цены на игры будут попадать в категории 3DS и PSV, а в японских магазинах они будут стоять на вторых и третьих рядах. Более того, у Nintendo не останется домашней платформы вовсе, что для позиционирования сейчас подходит плохо.

Switch в настоящем виде представляет собой сложную гибридную систему, которая очевидно будет развиваться по пути портативных и домашних платформ Nintendo последних нескольких лет.
Предметно это выглядит так:

1) Switch в настоящем виде поддерживает только один сервис и только на японском рынке — Nico Nico, и для Японии это значительно больше, чем просто приложение YouTube (но об этом надо рассказывать в отдельном материале). Switch не умеет проигрывать музыку и фильмы, не обладает сервисами для потокового воспроизведения музыки и фильмов. Это игровая платформа, а не мультимедиа комбайн, хотя в будущем ситуация может начать меняться в другую сторону — незначительно, если учитывать примеры Wii U и 3DS.

2) Nintendo Switch — не полноценная домашняя платформа и не полноценная портативная система. Это консоль-компромисс — в техническом плане тоже. Это консоль, которая в теории может запускать «крупные» релизы прошлых лет (например, Skyrim), но это очевидно разовые акции. На практике остаются, главным образом, 1st party от Nintendo, переиздания старых игр (Disgaea), параллельные издания нетребовательных к железу релизов (категории I Am Setsuna), направленно японские релизы (примеров этому сейчас нет, но позже визуальные новеллы наверняка станут кормом на весь жизненный цикл системы).

3) 3rd party поставлены в условия, когда им нужно заниматься разработкой дополнительной версии игры. Невозможно представить параллельные издания современных западных игр типа Wolfenstein, но отдельная игра в рамках известного сериала, созданная специально под Switch — да, такое возможно. Практика показывает, однако, что это сопутствующий механизм, который зависит от популярности консоли; платформа не будет продаваться лучше от избытка «второстепенных игр», а сами разработчики не будут воспринимать платформу как подходящую без понимания какую аудиторию они могут взять — исключая те инди-игры, которые стараются покрыть максимальное кол-во систем (например, Retro City Rampage).

Последний пункт в известной степени справедлив и для PSV. Самое логичное (если не сказать естественное) решение для Switch сейчас — это подмять под себя нишу релизов на PSV. Как ни странно, рынку (и это видно по отзывам пользователей и продажам консоли) нужны новые, современные “портативные” платформы, которые пускай и неочевидным образом, но могут подменять домашние.