Про Yakuza 0

Изначально публиковалось как рецензия для сайта disgustingmen.com

Представьте «Улицы разбитых фонарей» и «Бригаду» в сеттинге японских мегаполисов конца восьмидесятых, снятые Такеси Китано для поколения ценителей японской анимации. Несмотря на такую эксцентричную заявку, здесь все как в жизни: за слегка измененными названиями районов скрываются реальные Кабуки-те и Дотонбори, за лицами главарей преступного мира в малиновых пиджаках — актеры большого кино, всю свою жизнь исполнявшие роль негодяев. С одной стороны — потрясающе детализированный срез японской жизни, игра, из которой можно полностью убрать преступную составляющую и наслаждаться энциклопедически точной комедией ситуаций в стиле японской рекламы. С другой — романтизированная сага о жестоком мире японской мафии, со своим кодексом и законами чести.

В центре истории — твердолобый молодой якудза Кадзума Кирю, которого некрасиво подставили и теперь разыскивают все кому не лень, от бывших братьев по татуировкам до полиции. Кирю, если что, является главным героем всех остальных выпусков игры, а в Yakuza 0 рассказывается предыстория его непростого криминального пути. Молодой якудза начинает свою карьеру в Токио, где на волне экономического бума полным ходом идет передел недвижимости дорогих районов. Хотя мафия формально имеет долю в каждом владении, частная строительная компания выкупает эти участки, тем самым разрушая старые порядки.

Другая сторона сюжета Yakuza 0 — главы за Горо Мадзима, владельца одного из самых популярных заведений для взрослых в злачном квартале Осаки. Там, где Кирю пытается свести концы с концами в плане махинаций с недвижимостью, Мадзима держит роскошный хостес-клуб с особым обслуживанием клиентов и «девочками». В какой-то момент ему придется помочь маленькому непопулярному клубу и ради этого игра погрузит вас во все хитросплетения менеджмента. Вам придется контролировать все: от рекрутинга новых гейш для общения под выпивку до угадывания желаний посетителей и распознавания сигналов администраторов клуба — принеси алкоголь, попроси подменить и прочее.

Но не стоит думать, что перед вами тайкун с криминальными элементами. Yakuza 0 — это, все же, игра про мордобой. Каждый названный район города — плотно заставленные магазинчиками и площадками для развлечений зоны, по которым можно свободно перемещаться. Не хотите идти по сюжету — сыграйте в аркадные автоматы, туда только-только завезли «новинки» от Sega. Захотели прогуляться по улицам — придется набить морду хулиганам и мужикам в костюмах, которые сочтут, что герой невежливо на них посмотрел. Участвуете в съемке телевизионного шоу — придется начистить лицо продюсеру, чтобы решить проблемы взаимоотношений в съемочной группе. Пришли на встречу с боссом мафии — готовьтесь разбивать головы об унитазы, выбрасывать людей в окна и ломать им черепа, втаптывая в бетонный пол.

Yakuza 0 дает то, что мы все ждем от круто сваренного и при этом экзотичного азиатского боевика. Драки в условно открытом мире — навалом. Лихо закрученный сюжет и резвое повествование, постоянно переворачивающее все с ног на голову — милости просим.
Однако сеттинг здесь — это не просто набор тематических локаций, а десятки, если не сотни, самых разных развлечений и сторонних заданий, за которыми про сюжет можно забыть вообще. Некоторые из них с реалиями Японии 80-х связаны весьма условно (подпольные женские бои, например), другие носят исключительно комедийный характер (в каждом городе есть Мистер Либидо, который настоятельно советует собирать коллекционные карточки эротического содержания).

Определенные виды развлечений вообще могут сбить с толку западную аудиторию. К примеру, местный «секс по телефону», который выглядит совершенно не так, как вы этого ожидаете. Герой приходит в специальное заведение со множеством тесных комнаток, где перед ним на столе стоит телефон, по которому звонят скучающие девушки. Их нужно разговорить на свидание, которое само по себе — тот еще квест. Ирония в том, что ваши навыки обольщения изначально не имеют значения, ведь скучающие девицы оказываются проститутками.
Таким образом, Yakuza 0 опирается на колоссальный информационный пласт и старается предоставить как можно больше интерактивных деталей. К сожалению, как и в других выпусках сериала, значительная часть увиденного здесь западному игроку представляется если не дикостью, то совершенно нелогичной и непонятной мешаниной смешного с грустным. Странности криминального мира Японии можно понять и принять — всегда сработает отговорка «у якудзы так принято», хотя это не всегда правда. А вот бытовые вещи воспринимать совсем непросто. Караоке — допустим. Купить алкоголь для бездомных — ну, игровая условность. Выслеживать похитителя школьных брюк — это что, шутка?!

Но когда попсовая мишура отступает на второй план и на сцену выходит, собственно, якудза, игра начинает восприниматься совершенно иначе. Вспомните какие эмоции вызывают фильмы Такеси Китано и Такаси Миике, и вы поймете о чем речь. Yakuza 0 сочетает в себе как откровенно показушные сцены (Кирю против патриарха клана верхом на мотоцикле, Кирю выдерживает удар металлической трубой по рукам), так и сопливо-мелодраматичные ситуации (братья по клану оказываются по разные стороны баррикад). А жестокие сцены, вроде отрубания фаланги пальца за провинность, сменяются на удивление трогательными моментами, вроде пронзительной истории слепой девочки.

Тут есть и драки, и долгие диалоги о долге и чести, и некоторые вольности переводчиков (в оригинале перебранки выглядят скупо и вежливо — субтитры часто сгущают краски в угоду образам мафиози). Но самое главное — персонажи, которым искренне веришь. Кажется, что японская мафия не может выглядеть иначе, именно так она и работает, именно так она ведет дела. С этой точки зрения Yakuza 0 — это возможность на несколько десятков часов погрузиться в атмосферу крутого и максимально интерактивного японского боевика.