Про Valkyria Chronicles 4

Valkyria Chronicles не сразу понравилась людям, но когда разглядели западную локализацию — в одночасье нарекли культовой. Это создало завышенные ожидания в адрес продолжений для PSP, которые как будто нарочно свернули в сторону историй о школьниках. Решение для SEGA понятное: сессионный формат, стремление максимально растянуть прохождение главной сюжетной линии, попытка рассказать более широкой аудитории о ключевых особенностях сериала. Valkyria Chronicles II казалась слишком жизнерадостной и восторженной для продолжения истории о войне, и если в Японии это возымело нужный эффект, то в других регионах такой шаг восприняли как предательство. Смысл же был очевиден: встать на рельсы денежного состава Monster Hunter, что пытался сделать каждый второй издатель и что работало исключительно в Японии. Третья часть вообще не была официально переведена на английский (хотя фанаты сделали это сами), зато четвертую ожидал свежий старт. Так, она готовилась одновременно на трех платформах — PS4, Xbox One и Nintendo Switch. Она обещала не размазанные по микроэпизодам сюжетные зарисовки, а полноценную кампанию в рамках истории, от которой люди успели немного отвыкнуть, в сопровождении с десятками дополнительных активностей, часть из которых — фансервисные.

Valkyria Chronicles 4 — беспощадно увлекательная игра. Она работает по старой механике ускоренного анимешного XCOM’а с танками, БТР и уникальными юнитами вроде Валькирий (но не в этот раз — с ними дадут только повоевать). Игрок выставляет на карту отряд из юнитов разного назначения (разведчик, штурмовик, инженер, снайпер и т.д.), в сопровождении военной техники или без нее уничтожает врагов и либо сражается за захват вражеских баз (отмечены флажками), либо выполняет дополнительные условия — удерживает точку, эвакуируется, сопровождает. Все работает пошагово, при этом одни и те же юниты можно использовать повторно (жетоны действий для всех бойцов общие и игрок сам решает, как их использовать или экономить) — со штрафами на дальность перемещения.

Каждое сражение — это операция на час, а то и на два. Погружение происходит незаметно, но стремительно: первые несколько боев учишься действовать быстро и эффективно и завершаешь операцию в три хода, а дальше эти три хода растягиваются на полтора часа. Не всегда сложные и напряженные полтора часа, но как правило — очень увлекательные. Valkyria Chronicles 4 вообще свободно распоряжается временем и иногда задумываешься, дескать, не стоило ли взять версию на Switch и воевать параллельно с просмотром сериала или фильма, смирившись с техническими особенностями и загрузками. Прохождение основной сюжетной линии займет чуть больше тридцати пяти часов — но есть оговорки, о которых позже.

Оригинальную Valkyria Chronicles отличала структурированная подача сюжета и как следствие предельно линейное прохождение. Нельзя сказать, что игра заканчивалась как-то совсем уж быстро,и все же после первого забега не к чему было возвращаться. Valkyria Chronicles 4 позволяет себе медленно раскачиваться и поначалу это отпугивает: вместо того, чтобы сразу забросить игрока в гущу событий или создать вокруг него напряженную ситуацию, здесь постепенно вводят новых персонажей, очень осторожно подводят к центральному конфликту, сцеживают по диалогу за главу информацию о том, что вообще происходит на войне. Размах дает возможность показать новые локации и погодные условия, растянутость по времени — с перерывами вводить дополнительные условия в игровой процесс, но все вместе это требует огромных инвестиций в первую очередь времени. В этом отношении приятно иногда отвлечься на те же DLC, каждое из которых преподносит скромный фанбойский сюрприз. Так, в одном из них дают возможность принять участие в совместной операции с героями первой части. В другом — собрать купальники для ключевых героинь и плавки для героев. Причем работает это так, что проходить операцию надо снова и снова, потому что для получения предметов надо устранить асов на локации, а их нужно еще и найти (с действующим ограничением в три хода!). И если не пользоваться прохождениями, то пройти этот путь можно только методом проб и ошибок.

Когда я говорю про дополнительные условия в геймплее, то я не имею в виду какие-то уникальные системы развития персонажей. С этим все как раз стандартно: классы персонажей прокачиваются (именно классы, не конкретные герои), им можно менять оружие и аксессуары. Оружие апгрейдится по нескольким линиям развития: универсальное (то, чем вы и будете пользоваться) и специфическое (меткость или урон, например). После битвы иногда получается забрать оружие противников или из штаба присылают что-нибудь новенькое, но как правило стоковое оружие работает лучше всего — только успевай апгрейдить. Единственная более-менее интерактивные механика привязана к апгрейду танков, где надо уместить все нужные апгрейды в ограниченном поле, но и там преимущества новых приобретений слишком очевидны, чтобы ломать голову над тем, нужно ли оставлять старые. Но при этом в какой-то момент раскрывается система приказов, а также добавляется огромный ледокол, который может обстреливать вражеские позиции и радаром сканировать скрытые участки.

В любом случае, Valkyria Chronicles 4 скорее про то, чтобы экспериментировать с одним и тем же составом участников на примерно одинаковых условиях и самому находить себе развлечение. Скажем, класс минометчиков в игре работает скорее на стороне противников, поскольку они получают очевидное преимущество и сильно затягивают выполнение операции. Их надо найти, эффективно обезвредить, а без этого перемещаться по локации тяжело. В то же время, на стороне игрока минометчика по собственному желаю использовать станешь вряд ли — медленный, неповоротливый, не слишком-то эффективный. Применением ему — подрыв вражеских бункеров или таких же минометчиков. Танк с блоком не сзади, а на поверхности чуть дольше, но все же проще уничтожается собственным же танком.

Где-то после десятой главы становится окончательно понятно, что если вы пришли за взрослым сюжетом и хитрыми военными операциями, а также за раскрытием каких-то новых деталей здешнего мироустройства, то вы ошиблись дверью. Четвертая часть делает робкие движения вперед в плане идей по разнообразию сражений, но сценарий и диалоги портят всю малину. Во-первых, предательски неторопливая система книжки, когда каждое событие — битва, диалог, сценка — выделяется отдельным блогом на странице в дневнике, рано или поздно сведет с ума. Десятки, сотни шаблонных сценок и диалогов, как будто читаешь сырую раскадровку не самого изобретательного подросткового аниме. Где-то в этой истории защита и история любви, и выдающегося героизма, и рассказ о доблести, и описание трагических последствий семейного предательства, где-то даже есть сюжетный поворот, а потом — вроде как ядерный взрыв в форме одного из ангелов из Neon Genesis Evangelion. Но все это запрятано за тонной пустопорожней болтовни, которую скрашивает нарочито бойкая локализация и задница одной из героинь — Каи (вернее, Лиины, но дальше спойлер). Когда в центре трагедии ставят розоволосую маленькую девочку, Готовую Принести Большую Жертву, в общем, начинаешь все чаще проматывать вообще все сценки.

Из-за этого экспериментировать с боевыми операциями приходится чаще и усерднее — иначе просто не найдешь в себе сил досидеть до конца. Начинаешь присматриваться, во-первых, к системе приказов, которые главный герой открывает в процессе тренировки солдат и общения с ними. Во-вторых, начинаешь иначе смотреть на уникальные характеристики доверенных солдат: как можно их комбинировать друг с другом, кто дополняет умение соседа. Наконец, ставишь перед собой абсурдные цели, вроде пройти уровень за одну фазу действий. И то, что первые пятнадцать часов казалось абсурдным, окажется реальностью: разведчики с нужной винтовкой и под приказом “атаковать слабые места” с одного выстрела будут уничтожать тяжелые орудия на подлодках, пулеметчики под приказами “полная защита”, “пробитие защиты” и “максимальный урон технике” разнесут в пух и прах самые сильные танки противника, а операции “доберись до точки” будут пробегаться сладкой парочкой: сначала один разведчик ведет другого через специальную команду, затем он обретает (по соответствующему приказу, конечно) “вдохновение” и преодолевает такое же расстояние в рамках все того же хода, после чего уже нужный по заданию разведчик врывается на финишную черту на третьем ходу. Противник не успевает пострелять. Овации. Игра присваивает максимальный рейтинг прохождению. Из штаба выписывают медаль. Сидишь, довольный, тяжело дышишь.

Valkyria Chronicles 4 вынуждает игрока разобраться со всеми ухищрениями, которые позволяет реализовать ее боевая и тактическая системы. Тридцать пять часов — это не инструктаж, но испытанием боем, когда на практике дают реализовать самые разные идеи. По-настоящему они пригодятся, когда после завершения кампании встанет вопрос о том, чтобы завершить все старые задания на рейтинг А, выполнить дополнительные условия на последних операциях, прокачать бойцов еще на десять уровней, воскресить погибших товарищей (в том числе тех, кто откинулся по сюжету) на кладбище, а как итог — увидеть настоящую концовку. Она, кстати, того не стоит. Но когда вы уже потратили десятки часов на прохождение — и довести дело до конца станет вопросом упорства и чести.

Осталось дождаться распродажи и купить версию на Nintendo Switch. Хочу повторить подвиги.