Отчужденность и медитация в Far Cry 5

Вряд ли мне хватит терпения и усидчивости, чтобы пройти Far Cry 5 до конца. Или напротив — очень может быть, что я попытаюсь «заштучить» игру, открыть все ачивменты, а потом повторить подвиг в дополнениях. Это не значит, что я в восторге от Far Cry 5, хотя, наверное, какие-то радостные эмоции присутствуют хотя бы из-за того, как здорово, невероятно красиво все выглядит в 4К. Никогда прежде не видел настолько живого леса в видеоиграх. Мне немного стыдно тратить время на беготню по горам Монтаны и совершать ничем не мотивированные действия: ловить рыбу, охотиться, уничтожать вражеские строения, освобождать бойцов сопротивления, помогать нуждающимся. Бороться с сектой христианских фундаменталистов не то что лень — об этом, кажется, никто по-настоящему и не просит. Far Cry 5 — это за редким исключением гладкая, выверенная игра про развлечения в открытом мире, шаблонные и по большей части безобидные, с маркировкой 18+ исключительно из-за стрельбы по людям. Да, кстати, это игра. К ней бесполезно применять какие-то характеристики — хорошая, плохая, интересная или нет, насыщенная или однообразная. Она одновременно и выдающаяся в жанре, и самая невзрачная в сериале; самая удобная в сериале и очень душная в жанре. Я провел неделю за прохождением Far Cry 5 и так и не смог точно определить, почему я включаю ее снова и снова. Может быть, потому что она изумительно красивая. А может быть, потому что в нее очень удобно играть урывками: за два часа можно успеть что-то сделать, добиться какого-то результата, завершить несколько действий — и продолжить во время другого сеанса, отчетливо представляя насколько продвинулся дальше. Не исключаю, что Far Cry начиная со второго мог бы и раньше так зацепить, будь настолько же комфортным, гладким, приветливым.

Сюжет в Far Cry 5 — это не история, которую можно переложить в роман и продать фанатам старшего школьного возраста, хотя роман-приквел и был написан, и даже издан в России, и я не могу объяснить зачем купил его для Kindle и даже начал читать. Сюжет здесь подчинен структуре игры, он выполняет роль описания, заменяет диктора за кадром, вносящего пояснительные комментарии. Ты убил члена секты, они, вроде как, злые и никому особо не нравятся. Тебе не нужно знать «почему» конкретно сейчас, да ты и не спросишь, потому занят приручением бурого медведя с диабетом на только что пойманную рыбу. Следующая остановка — освобождение похищенных бойцов сопротивления, теперь-то стало ясно, почему секта плохая — это как-никак нарушение закона, а еще они наркотиками животных пичкают и с ними неприятно вести беседы, они первыми открывают огонь на поражение. Удивительно, правда? В штате, где чернокожее население составляет меньше процента, где азиатов больше, чем коренных американцев, секта должна быть более агрессивной, более заметно, сильнее соответствовать стереотипам. Они должны быть расистами, радикальными патриотами, психопатами, собирательным образом из последователей Мэнсона, милитаризированных объединений из фильмов про зомби-апокалипсис с принудительным размножением и ультимативной селекцией, хитрыми, опасными, вызывающими тревогу, отталкивающими людьми, придерживающимися неких повергающих в ступор взглядов. Они должны вызывать реакцию: нет, этим людям я дверь не открою. Или: было бы интересно узнать, с чего все началось. Может быть: страшно любопытно, что заставило именно этого персонажа примкнуть к культу. Но нет. Как религиозная секта это даже скучнее, чем «Свидетели Иеговы». Они не маньяки, не непризнанные политические активисты. Они просто черные фигуры на шахматной доске — исключительно потому, что игра принуждает играть белыми фигурами. Вот и весь конфликт. Но этого достаточно, потому что Far Cry 5 хочет быть игрой, а не высказыванием. Она умело — пожалуй, многим стоило бы поучиться — дистанцируется от всего, что могло бы спровоцировать обсуждение не связанное именно с игрой, с процессом игры, с вот этой рыбной ловлей и стрельбой по оленям. Многие — и я в том числе — ждали чего-то сложного, смелого, более амбициозного в плане подтекста, отсылок, пародий. Но нет. Far Cry 5 не сможет обидеть даже пресловутые секты, в сюжетах о которых черпала вдохновение. Скажу откровенно: не думал, что создать настолько гипоаллергенную игру вообще возможно. Удивительное рядом!

И все же — вот он я в секунде от того, чтобы занести тысячу рублей и купить красивый автомат под американский флаг и что-нибудь из шмоток. В итоге заношу в два раза меньше и покупаю какой-то модные дробовик, потому что ассортимент в магазине такой же невыразительный. Ковбойский наряд, модная куртка — да. Что-то более язвительное — нет, извините. Но на это совершенно, абсолютно плевать. Повторюсь, даже замечательно, все преподносится именно так. Far Cry 5 — не чья-нибудь авторская игра для своей аудитории, а интерактивное развлечение для условных «всех». Это в первую очередь механизм, система с заменяемым сеттингом, бездная стандартов и инструкций геймдизайна — учебник, если хотите, но не по тому, как было бы интересно, выпендрежно, а по тому, как все заставить работать правильно. Здесь почти не осталось раздражающих миссий с дурацкими условиями, вынуждающими проходить их одним-единственным способом и никак иначе. Это как Forza Horizon в мире шутеров с открытым миром, только без фестивального настроения и с BRMC в качестве звукового сопровождения. Игра-поощрение, игра-путешествие. Я пробовал третью часть, четвертую, Primal — и ни одна из них не давала такой свободы, такого комфорта и удобства существования в ярком, красочном виртуальном мире, как пятая часть. Так что я по-хорошему счастлив тому, как ничто не отвлекает меня от простых радостей — ни политика, ни социальных подтекст, ни авторские заявления о чем бы то ни было.