Ностальгия mode on

Одно из самых ярких впечатлений от видеоигр в этом году мне подарила Final Fantasy IX. Возможность заново пройти одну из любимых игр детства была и раньше – она была доступна, в частности, на PS3 как часть коллекционной классики. Но на PS4 предлагается адаптированная версия, чуть приглаженная визуально и с разного рода «послаблениями»: ускоренный режим, суперсильные удары, отключение случайных битв с противниками. Прохождение все равно занимает несколько десятков часов, но не нужно тратить время на прокачку, например, что позволяет целиком сосредоточиться на сюжете и предаться ностальгии в полной мере. Ранее такой же трюк Square Enix провернули с Final Fantasy VII, но для меня самая ожидаемая в этом смысле часть – восьмая. Надеюсь, что в следующем году ее также выпустят в «удобном» варианте.

Такие релизы не сделают из PS4 «машину для ностальгии», более того, они сильно ограничивают подборку «классических» игр. Но и в этом нет ничего плохого. Есть пример Nintendo, где классические релизы никак не адаптируются, зато продаются по очень высокой цене. Выбор там также не очень большой (даже для классической консоли всего 30 игр – обдираловка, будем откровенны), зато более-менее аутентично. Начиная с Wii, например, я приобретал первую Donkey Kong Country, и Nintendo ничего не сделала для обратной совместимости: версии для 3DS и той же Wii U – это все еще разные покупки.

Давайте честно: нежно любимые игр, за которыми засиживались много лет назад, найдут ценителей либо в ярых энтузиастах, либо у тех, кто не успевает за современными релизами или больше не видит в них ничего привлекательного. Строить портфель исключительно на ремастерах, даже не римейках, не получится никогда – посмотрите на Capcom, где из более-менее обнадеживающего есть только Monster Hunter World, а все остальное либо не отвечает планам по продажам издателя, либо в сотню раз заезженное старье. Коллекция игр Mega Man – это очень круто, но если бы в них действительно играло большое количество людей сегодня, то стоял бы вой о непробиваемой сложности сродни Cuphead. Capcom все еще пребывает в иллюзии, что их legacy может продать все, что угодно, и это необязательно будут конкретно видеоигры. Это не так.

Сравнительно свежий анонс – ремастер Star Ocean the New Hope в 4К – скорее всего пойдет по пути Final Fantasy XII, когда графическую составляющую можно улучшить довольно существенно, пускай и не до уровня современных релизов. Это прекрасная возможность для новообращенных ценителей жанра увидеть «хороший» Star Ocean, и одновременно интересный маневр со стороны Square Enix. Восприятие видеоигр за прошедшее с оригинального релиза время сильно изменилось, и пошлые шутки со «слабыми женскими персонажами» не в ходу. С другой стороны, на переиздания игр, видимо, в силу очень небольшого интереса со стороны широкой аудитории, не все требования распространяются.

Есть пример Super Nintendo, куда включена Earthbound – великая игра, последние две недели я в нее основном и играю. Хотя она была куплена и на Wii U, и на 3DS, именно “по старинке” мне играть ощутимо интереснее – с классическим геймпадом, на телевизоре, без скриншотов. И конкретно в Earthbound есть вещи, которые вряд ли пропустили бы современные комиссии по возрастным рейтингам. Ученики младших классов дубиной бьют полицейских с ножом? Культисты похищают маленьких девочек и прячут в клетки? Обязательный квест с бандитом из подворотни? Сесть в автобус к музыкантам и укатить черт знает куда? Дурной пример по всем пунктам, хотя игра от Nintendo и родители должны быть спокойны.

Готовность издателей выпускать старые игры почти как есть, не «римейки» и даже не «ремастеры» — это халтура в глазах большинства людей. Но и на это есть определенный спрос. На мой взгляд, гораздо важнее само предложение купить эти игры – как напоминание о том, что было раньше. Неделя с Final Fantasy IX помогла, например, вспомнить старые выпуски сериала, которые я очень сильно люблю и которые считаю эталонными. Конечно, это также лишь сильнее убедило меня во мнении, что Final Fantasy XV – ничтожная бесталанная подделка. Зато есть выбор: старперам – старое, новообращенным – новое, терпилам – что угодно, главное, на одной платформе.

А три недели, на которые растянулось прохождение Earthbound, очищают восприятие видеоигр. Есть игры плохие и хорошие, старые и современные, но Earthbound – вечное счастье.

  • О! Прекрасно! Еще одна игра в копилку
    Спасибо!

  • Сквары, услышьте наши молитвы — сделайте переиздание Vagrant Story