Мертвые души в Mortal Kombat 11

За сорок часов до окончания еженедельной гонки за наградами в Mortal Kombat 11 я понял, что шансов получить скин Скорпиона у меня совсем мало: для этого надо попасть в топ-5% таблицы рекордов, в которой места распределяются по количеству заработанных очков. Я был в топ-10%. Несколько часов в покорении башен — и вот топ-7%. Несколько часов отдыха — и вот снова топ-10%. Спойлер: я пересилил себя и выполнил условие, затем собрался и пошел на работу, вернулся домой и не получил призовой скин, потому что за несколько часов позиция в таблице рекордов сдвинулась ниже. К собственному удивлению, впрочем, я не сильно расстроился. Откровенно говоря, я не имел ясного представления что это за скин такой у Скорпиона. Скажу больше, я никогда не играл за Скорпиона и так-то не собирался начинать. И уж если совсем честно, лучше бы последние сорок часов в MK11 я бы и вовсе не играл — за меня все мог сделать легальный бот по настройками с какого-то обсуждения на Reddit.

Mortal Kombat в современном воплощении базируется на идеях, выставляющих его белой вороной на фоне других файтингов. Пускай в нем периодически пробуют нащупать “киберспортивный потенциал”, происходит это скорее по инерции — от соревновательной игры как будто ждут таких заявлений (плюс, как правило, разговоры о “киберспортивных потенциалах” заводит второстепенная обслуга-паразит, которая хочет на этом заработать). Энивей, Mortal Kombat — это файтинг, в который весело играть во время квартирных посиделок (нажал любую кнопку — экран залило кровью, уровень жестокости зашкаливает, психика всех присутствующих трансформируется в сознание маньяков) и одному. Последний пункт особенно интересен. Файтинг — неконтролируемо сложный соревновательный жанр. Он кажется простым, если выступать наблюдателем. Но если начать играть, то довольно быстро нащупываешь потолок своих возможностей. И дальше делаешь выбор. Учишься, тренируешься, покоряешь онлайн, покупаешь аркадный стик, крепишь к нему кастомные кнопки, регистрируешься на fighting.ru и становишься токсичным настолько, что стекающая на пол (от злости) слюна прожигает десять этажей панельного дома. Либо — сидишь перед телевизором с пивом и чипсами и лениво нажимаешь кнопки в надежде порадовать себя чем-нибудь новеньким в игре. Street Fighter V, например, вторую категорию потребителей хотел бы заключить в свои объятия, но пока не получается. А Mortal Kombat 11 нальет еще пива и поставит луковые колечки рядом, только с дивана не слезай.

Сверхреалистичное насилие — последняя частичка свободы, которая осталась в Mortal Kombat. Без полуголых девиц MK — это не «развлечение для взрослых», а фанатично жестокая видеоигра с нездорово изобретательным подходом к насилию на экране. Но так цензура разрешает. А вот купальник — нет.

Как у него это получается? Благодаря ложной прогрессии, адаптированной под короткие игровые сессии. В принципе, создать прогрессию в файтинге ничего не стоит: от ладдеров с концовкой в конце и секретными персонажами до дополнительных костюмов и элементов оформления профиля или просто табличек с текстом — все, что можно наштамповать в больших количествах, пускается в оборот. Как правило, файтинги раскрывают содержание по скиллу, что по логике должно быть связано затраченным временем. Самое лютое, срезающее подавляющее большинство игроков — это задания на победы в рейтинговых матчах. Практика показывает, что те, кто готовы вкалывать ради соревновательных достижений, делают это ради самой игры, а не из-за второстепенных наград. Mortal Kombat 11 делает все то же самое, но в обратной перемотке: от проведенного в игре времени зависит количество доступного контента, то есть, игроку надо найти абсолютно любой повод для радости, а дальше игра будет поощрять его как умеет. Нововведение Mortal Kombat 11: игроку теперь не нужен скилл. Нужно только тратить свое время. Боты: легальный, изящный способ держать CCU.

Правда, по-моему, он не работает.

После прохождения 125 башен времени мне выдали ачивку. Xbox One в этом смысле по-матерински нежно реагирует на все, что связано с достижениями — и подсвечивает те, которые другие игроки пока не получили. Так, достижение за 125 башен на тот момент получило менее 1% игроков («Ты особенный» — слышит каждый владелец Xbox One после получения таких ачивок). По какой-то причине люди, которым выдали на руки читерский способ разблокировки дополнительного содержания в игре, не особо торопились им пользоваться. А ведь для этого даже необязательно сидеть перед телевизором — мой знакомый, находясь на работе, отправлял компьютерных болванчиков в бой с помощью Remote Play.

Сменные склянки для Скарлет носят странные названия. Эта называется Seed of Shao Khan. Спасибо, что не semen.

Как я отмечал в самом начале, настроить бота правильно ничего не стоит — в сети достаточно обсуждений и списков. С последним патчем сделали послабления с модификаторами башен, вынуждавшими играть в ручном режиме. Здесь даже есть дополнительная прогрессия: кастомизация на три предмета, умения, добивания и прочее — то, куда вы никогда не захотите заходить. Удивительно, как глубоко спрятаны скины в игре, чья прогрессия построена на поиске этих самых скинов.

Где-то на начале второй недели башни времени меня утомили так сильно, что я решил проверить есть ли вообще смысл играть дальше или я уже все открыл. Выяснилось, что не все (за Шао Кана, которого я не покупал, выдали добра больше остальных), но покопавшись в скинах Скарлет я расстроился сильнее, чем фанаты Paradox от первых отзывов на Imperator Rome в Steam: они все одинаковые. В игре есть три скина: стандартный в хиджабе, более-менее классический с открытой грудью, сюжетный с распущенными волосами. Маски для Скарлет рисовали минимально заинтересованные в происходящем индусы, как и клинки — что тот, что этот, и оба такие, что лень в кастомизацию лезть. В сердце кольнуло осознание бесцельно потраченного времени. Последний раз такое было с Crackdown 3.


Поймите меня правильно: я ни в коем случае не сравниваю Mortal Kombat 11 с не самыми успешными играми. Скажу больше: осознание бесцельно потраченного времени не равно сожалению о нем — я так-то до сих пор открываю какие-то скины, несмело собираясь уходить уже от Скарлет к Китане или Джэки. Но все равно странно, согласитесь, что по Интернету не растекаются хвалебные оды разработчикам о фантастически огромном (и основанным преимущественно на десятке типов консьюмаблс) списке дополнительного содержания. Напротив, пару раз я встречал насквозь негативные реакции. Во-первых, конечно, искрометная рыночная попытка перевести все в деньги, при том что монетизация здесь как раз приличная, честная, справедливая, демократичная, почти не лживая — все можно открыть в башнях или крипте, или туториале, а если нельзя, то это пока нельзя — будет, значит, челлендж для тех же башен времени. Во-вторых, сотрясание воздуха категории “лучше бы добавили того да этого, да пятое и десятое, и баги еще почините” — с этим я, кстати, согласен, без Милины свет не мил, а архивная интеллектуальная собственность WB порядком утомила. Вернули бы лучше Найтвульфа, Страйкера, да хоть Мотаро. И за тех, кто в игре уже есть, тоже хотелось бы поиграть — это максимально паршивая практика говорить “А” и потом приносить чек.