Dad of Light: лучшая реклама от Square Enix

Final Fantasy XIV: Dad of Light — это японский сериал, который относительно недавно был включен в западную подборку Netflix. Пускай по своей сути это рекламный проект сравнительно успешной MMO от Square Enix, было бы неправильно с порога записывать его в скучную “дораму” с коммерческими интеграциями. Сериал в какой-то степени начинает динамичное развитие набирающего популярность жанра, в котором фанаты видеоигры рассказывают о своих увлечениях максимально понятным друг другу языком. Самым ярким примером полного погружения в тему будет служить анимационный сериал Hi-Score Girl (также доступен на Netflix), с поправкой на большие возможности, которые дает формат первоисточника и доступность создания аниме-адаптации.

Завязка

Самое трогательное в жизни любого геймера.

Живущий с родителями молодой человек, днями вкалывающий менеджером по продажам в конторе, производящей копировальную технику, сильно увлечен Final Fantasy XIV. Хотя он не испытывает никаких особых трудностей с общением в реальной жизни, главный круг друзей для него представляется все же сопартийцами в онлайн-игре. Интерес к Final Fantasy появился после того, как отец купил ему Famicom с Final Fantasy III (чтобы подчеркнуть образ человека старой закалки, отцу приписано неправильное произношение разных иностранных названий — в частности, он называет игру Final Fantasia). Случилось это не просто так: как-то летом сын маялся без дела дома и дошел до состояния, когда крутиться на полу вокруг вентилятора показалось ему очень интересным времяпрепровождением. Примечательно, что изначально родители были вроде бы против консоли дома. Позднее отец увидел, что сын не может пройти какой-то эпизод в игре. Поздно ночью он сам решил попробовать проиграть, это увидел сын — и так они вместе какое-то время посвятили прохождению игры. Для сына это — сидеть рядом и смотреть, как проходит игру близкий человек — очень приятное воспоминание. Отец же вскоре получил повышение на работе и снова стал считать видеоигры пустой тратой времени. Хотя прямо это не сообщается, можно догадаться, что Final Fantasy III для него было чем-то вроде мостика в отношениях между ним и сыном, а также способом отвлечься от проблем на работе (следовательно, и в жизни — как еще одна черта японцев того поколения, работа для него важнее всего остального) и подумать, поискать решение трудной ситуации.

Наши дни. Отец внезапно уходит с работы, чтобы больше времени проводить с семьей. Настоящую причину не называет, домашние гадают, но спрашивать не рискуют — все равно не скажет, только разозлится. Зрителю дается один намек на проблемы со здоровьем, но в остальном эта интрига сохраняется до последнего момента. Чтобы понять, что же на самом деле побудило отца покинуть работу, а заодно и побольше пообщаться с ним, сын приносит домой PS4 и диск с Final Fantasy XIV. Дескать, помнишь такую игру, теперь в нее можно играть с другими людьми, попробуй, все равно заняться нечем дома. А сам вместе с друзьями анонимно наблюдает за ним в мире ММО — помогает в сложных ситуациях, дает базовые советы, работает над тем, чтобы подольше удержать его в игре и постепенно развести на откровенный разговор.

Анонимность образцовая: пока старшее поколения создает себе мужчину-лучника, называет его японским именем, получает совет придумать что-то фантастическое и вдохновляющее, в итоге берет имя Indy Jones, молодое поколение играет в образе девочки-кошки по имени Maidy Maidy (отец, конечно же, читает ее имя как Mayday).  

Формат

Половина событий Dad of Light происходит в мире Final Fantasy XIV (диалоги внутри гильдии, помощь отцу, прохождение боссов, демонстрация локаций и внутриигровых событий). Другая половина — в реальной жизни. Если в первом случае акцент делается на понятных в первую очередь комьюнити вещах, которые через простые действия и диалоги надо донести широкой аудитории, то в дорама-фрагментах все наоборот — рассказывают о том, какое место занимает работа и личная жизнь в мире увлеченных компьютерными играми людей. Взаимоотношения отца и сына как в игре, так и вне ее выступают своего рода мостиком между двумя мирами.

Есть дополнительные ограничения и нюансы, определяющие формат проекта. Так, эпизоды внутри игры сняты на движке с использованием уже заложенных в игру анимаций и средств коммуникации. То есть, аляповатые движения персонажей, гримасы и прочее соседствует с ушлой находчивостью хардкорных игроков (на уровне “как посадить низкорослую лалафель так, чтобы она как будто сидела на коленях персонажа”), что безошибочно дает понять — да, это именно так в игре и выглядит. Square Enix ненавязчиво подсвечивает другие USP продукта. Например, сын играет у себя в комнате на PC, но с подключенным геймпадом, а клавиатуру использует в основном для чата. Отец же играет на PS4 в гостиной и первое время вообще не способен коммуницировать с другими игроками. Так как виртуальная клавиатура для него концепция слишком сложная, по-настоящему общаться он начинает лишь после того, как сын дарит ему полностью исправную клавиатуру. Есть также дополнительный эпизод, для повествования использующий преимущественно отснятый в игре контент — он посвящен возможности пожениться в игре (церемония называется Eternal Bonding) и исключен из основного сюжета. Возможно, совершенно справедливо — это наивная интеграция, событийно не способная привлечь человека со стороны, а для активных игроков — демонстративно наигранная, неестественная.

Параллельно с этими событиями Dad of Light показывает короткие, местами невыразительные зарисовки жизни современной Японии двух поколений с ситуативными экскурсами в прошлое. Стопроцентное попадание в аудиторию телевизионного формата, в данном случае, всегда будет завязано на офисных буднях. Тема офиса может быть использована как для создания комичных ситуаций (пример — растянутое на несколько сезонов и один полнометражный фильм комедийное шоу Salaryman NEO по NHK), так и дополнительной эмоциональной драмы, а также для демонстрации жизненных трудностей, которые можно преодолеть только через усердие и повторение пройденного. В японских сериалах и современной литературе это показано точно так же, как описано сейчас — механически, местами неестественно, гиперболизировано. В случае с Dad of Light некоторые сюжетные линии лишь частично затрагивают иную плоскость повествования, но дальше не идут. Так, главный герой симпатичен одной из его коллег. Она прямо признается, что без него давно ушла бы из компании. В трудной ситуации она приносит ему тетрадь с записями, которые могут помочь найти общий язык с разными аккаунтами в других компаниях. Несколько раз она спрашивает его о планах на выходные, но тот говорит, что занят (а про себя думает, какого босса убьет в Final Fantasy XIV). Эта история обрывается и не получает логического завершения.

Для японской аудитории естественно видеть мужских героев, целиком и полностью отдающихся любимому делу — работе и хобби. Женские персонажи тоже построены по актуальным образам. Так, мать главного героя — домохозяйка, которая если и присутствует в кадре, то на вторых ролях. Вся ее жизнь — это готовить ужин и смотреть корейские сериалы. В какой-то момент это выливается в конфликт между матерью и отцом — пока отец хочет играть в игры, мать пропускает новые эпизоды любимого сериала. В одной из серий она уезжает на автограф-сессию с любимым актером. В другой — заливается слезами по поводу того, что этот актер женился.

Коллега главного героя показана еще проще. Помимо двух подружек-хохотушек из офиса, в одном из эпизодов переживающих ссору (одна из них начала встречаться с мужчиной и отменила совместную поездку), женщины в компании главного героя — это персонажи, которых больше заботит цвет корпоративной одежды, чем все остальное.

Я уделяю этим деталям столько внимания, потому что они демонстрируют осторожность и выверенность значительной части содержания. Ровная, стабильная, универсальная и притом все равно актуальная картина жизни современной Японии разбавляется всего несколькими приемами: сын, играющий за девочку, отец, в жизни хмурый молчун, а в игре разговорчивый и назойливый шутник, мать, сохнущая по корейскому актеру и т.д. Когда эти приемы перестают срабатывать, выясняется, что заболевание отца может быть смертельным. Этот штрих превращает простую и добрую историю в притчу, где центральная идея — преодоление конфликта поколений — трансформируется в по-доброму поучительную сказку о том, что упущенные годы наверстать полностью невозможно, но будущее у этих отношений все же есть.

Детали

Как уже говорилось, значительная часть сценария Dad of Light разворачивается во внутриигровом мире Final Fantasy XIV. Поскольку это настоящая, живая и актуальная онлайн-игра, а формат ТВ-сериала дает колоссальный охват, давать аудитории мислид было бы глупо. Необходимо показать привлекательные стороны, а также предоставить обратную связь с активной аудиторией и теми, кто так же как отец главного героя, только начал играть. Сейчас, по прошествии времени, я вынужден воспроизводить историю реверсивно — с конца — что нужно учитывать.

История сотворила сама себя: изложенный выше сюжет основан на реальных событиях, тщательно задокументированных в блоге под названием Ichigeki Kakusatsu SS Nikki. Это блог от лица игрового персонажа, созданный с помощью его согильдейцев; явление для японского Интернета давнее и распространенное — поэтому в том числе Final Fantasy XIV имеет так много непонятных европейцу деталей и нюансов в мимике и поведении персонажей. Персонажа автора блога зовут Maidy Maidy — и да, это тот же самый герой, что и в сериале. Игроки могут отыскать любого персонажа (кроме одного) на серверах игры, а могут продолжать следить за их жизнью в том же самом блоге. Например, вот ссылка на Maidy Maidy. Более того, значительная часть внутриигровых сцен была именно автором блога (вместе с друзьями) и снята. В сценах с собраниями есть два героя — неназванная лалафель и великан — которые на самом деле ассистенты режиссера сериала (того самого, который live action). Чтобы сохранить “органичность и нативность” происходящего, они создали игровых персонажей и делали с них “подсъем” своей камеры в игре в случаях, когда гильдии требовалась помощь.

Далее, отца главного героя играл один из самых известных на Западе и в Азии японских актеров — Рен Осуги. Вы могли видеть его в фильмах Такеси Китано (Dolls, Hana-bi, Brother) и многих других, а также в сериале по мотивам MPD Psycho. 21 февраля 2018 года Рен Осуги скончался от сердечного приступа. Похороны и поминки прошли в тесном семейном кругу. Режиссер сериала Dad of Light решил какое-то время не удалять героя, которого он играл. Более того, чтобы фанаты актера могли проститься с ним, его персонаж был залогинен в игру на памятной для зрителя локации.

Другое узнаваемое лицо в сериале — это модель и актриса Фумика Баба,на которую в сериале смотреть не очень интересно (это тупиковая ветвь сюжета), а на фотографии с ней — очень интересно.

***

Dad of Light доступен в Netflix